Всероссийский научный семинар

«Наследие А.С. Пушкина в XXI веке: филология и образование»

      22 мая 2020 г. в Псковском государственном университете (Институт гуманитарных наук и языковых коммуникаций,  кафедра филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного) впервые в режиме onlineсостоялсямеждисциплинарный Всероссийский пушкинский научный семинар, приуроченный к Дню рождения А.С. Пушкина. В нем приняли участие не только литературоведы, но и наши коллеги археологи и лингвисты. Участники семинара  представили   такие города России, как Псков, Санкт-Петербург,  Москва.

В программу семинара вошли в основном доклады литературоведов, которые обратились к самым разным аспектам в изучении творчества А.С. Пушкина, начиная с его занятий фольклором во время Михайловской ссылки, когда он в Новоржевском уезде (ныне Пушкиногорском районе) записал 61 народную песню (непосредственно за исполнителем), а также сделал конспекты 6 сказок и 3 сюжетов быличек, о чем говорила в своем   выступлении Н.Ф. Лищенко (ПсковГУ).

 

       Н.Л. Дмитриева ( Пушкинский Дом, Санкт-Петербург) посвятила свой доклад сложной  областифилософской  пушкинской поэзии, самым известным и до настоящего времени не разгаданным его стихам(«Пора, мой друг, пора…», «Элегия», «Стихи, сочиненные ночью во время бессоницы»),  соотношению пушкинских текстов с текстами французских поэтов.

В докладе «А. С. Пушкин, С. П. Шевырев и «Слово о полку Игореве» Н.В. Цветкова (ПсковГУ) проследила моменты сближения Пушкина и его младшего современника С.П. Шевырева в их обоюдном интересе к истории  русской словесности, к исследованию «Слова о полку Игореве», а также в их историософских штудиях, ключевые идеи которых, как она полагает, обсуждались ими  во время  их последнего общения в Москве в 1836 году.

       Восприятию личности и творчества Пушкина в сознании художников слова 20 века были посвящены доклады А. Г. Разумовской  (ПсковГУ) и Е.Е. Дмитриевой (ИМЛИ РАН, Москва). В докладе А. Г. Разумовской  «Соприсутствие Пушкина в творческом сознании И.А.Бунина эмигрантского периода» раскрывается значимость Пушкина в становлении творческой личности Бунина на примере авторской саморефлексии в романе «Жизнь Арсеньева», в статье «Думая о Пушкине», дневниковых записях Бунина. Проведенный анализ пушкинских цитат в текстах Бунина выявляет внутреннюю близость писателя ХХ века Пушкину, основанную на общей дворянской  культуре, обостренном восприятии красоты (в природе  и женском облике)  и умении создавать зримые, осязаемые образы словом, звуком, красками стиха.

       В своем докладе, название которого перефразирует известные строки А. Ахматовой («Кто знает, что такоеслава!...) Е.Е. Дмитриева (ИМЛИ РАН, Москва) анализирует различные истолкования темы женской ножки - казалось бы маргинальной, но, как оказывается, принципиально важной для Пушкина и как для писателя, и как для художника. Доклад расширяет представление о диалоге русской и мировой культуры, в частности, диалоге Пушкина с европейской культурой. Пушкин разводит два представления и два образа: романтический образ женских ног, перед которыми склоняется возлюбленный,  и той женской ножки, образ которой восходит к французской игровой  литературе XVIII в.. Е.Е.Дмитриева приходит к выводу об особом восприятии А. А. Ахматовой этой темы у Пушкина.

     И. О. Колосова (ПсковГУ) в своем выступлениирассказала об автобиографических заметках Николая Ивановича Иваницкого (1816-1858), который в 1833-1838 гг.входил в близкий к А.С. Пушкину круг образованных людей: писателей, издателей, литературных критиков (П.А. Плетнев, А.В. Никитенко и др.). Как археолог, И.О. Колосова обратила внимание на то, что в путевых заметках 1839 г., вошедших в «Автобиографию», Иваницкий описывает обстоятельства путешествия, быт, обычаи, повседневную жизнь населения Лифлянской губернии: крестьян-латышей и немецкого дворянства. Особое внимание он уделяет крепостным сооружениям: в Псковской губернии – Пскову и Изборску, в Лифляндии – орденским замкам: Нейгаузену, Мариенбургу, Вендену (Цесис).

     Н.В.Большакова (ПсковГУ) свой доклад посвятила одному из первых литературных путешествий в пушкинские места. Впечатления от поездки описаны автором, Д.Мацкевичем, в его «Путевых заметках» 1848 г. и опубликованы в ежедневнике «Северная пчела». Говоря об особенности жанра художественной публицистики, Н.В. Большакова обращает внимание на особенности жанра художественной публицистики, а также на лингвистическую составляющую текста:  на семантические особенности таких привычных для нас словосочетаний, как «паломничество по литературным местам», «тропа к Пушкину» и делает попытку текстологического анализа «Путевых заметок» Д. Мацкевича.

          Все без исключения доклады вызвали вопросы и самый живой интерес, обсуждались с большим энтузиазмом, который свидетельствует онасущной потребности научного и творческого  общения, о плодотворности проведения научных мероприятий в online формате.

 

                              Н.В. Цветкова, организатор семинара, доцент кафедры филологии, коммуникаций, русского языка как иностранного. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


комментарии (0)

Добавить комментарий