Сапогов В.А.

Сапогов Вячеслав Александрович [19.02.1939, д. Малые Озерки Тульской обл. – 08.11.1996, Псков], литературовед, теоретик и историк русской литературы. Родился в семье маркшейдера и дочери сельского священника. В 1963 г. с отличием закончил Тульский педагогический институт. Проработав год в школе, поступил в аспирантуру МГПИ им. В.И. Ленина. Его диссертация «Поэтика лирического цикла А. Блока» (1967) положила начало изучению проблемы цикла.

Рассмотрев в диссертации особенности стихотворной стилистики лирического цикла и своеобразие лирического сюжета, С. впоследствии продолжил поиски циклообразующих элементов в двух направлениях: во-первых, осмысляя специфику символического образа, он обосновал понятия ритмообраза и цветообраза, во-вторых, обратился к стиховедению. Блок стал центральной темой исследований С., завершившейся его участием в работе над собранием сочинений Блока 1995-1997 гг., для которого он написал статьи о циклах «Стихи о Прекрасной Даме», «Снежная маска» и «Нечаянная радость».

Ряд стиховедческих работ С. посвящен соотношению ритма и метра, а также полиметрическим композициям. Содержательная функция смены ритма демонстрировалась им на материале произведений большого объема Н. Некрасова, К. Павловой, М. Цветаевой. С. выдвинул мысль о связанности полиметрических композиций с жанровым образованием «рассказа в стихах», затронув проблему межродовых взаимодействий в литературе.
Она же рассматривается и в тезизах ««Незаконченные произведения». К проблеме целостности художественного текста» (1977). Обратившись к «Евгению Онегину», «Мертвым душам», «Кому на Руси…» и «Поэме без героя», С. доказывал принципиальную невозможность завершения масштабных полотен о современной автору жизни, созданных с нарушением литературных норм эпохи; здесь же говорится о взаимодействии «большой» и массовой литературы.

В 1967 г. С. переехал в Кострому, где включился в исследования творчества Н.А. Некрасова, в поэзии которого он обратил внимание на художественное воплощение традиций древней народной культуры, в частности, указав на связь «Железной дороги» с идеей строительной жертвы, отраженной в различных мифологиях. Интерес к архаичной культуре и способам ее актуализации в литературе сохранялся у С. всю жизнь и позволял обнаруживать неочевидное в реалистических произведениях. Его книга о поэме «Мороз, Красный нос» (Рец.: Царькова Т.С. Книги о Некрасове последних лет // Рус. лит. 1982. № 1; 2-е изд.: Псков, 1999, рец.: Строганов М.В. // Новое лит. обозрение. № 39 (5/1999)) не потеряла своей актуальности до сих пор. Рассматривая поэтику поэмы, С. доказал ее художественную целостность, применив традиционные категории литературоведения (проанализировав композицию, стих и жанр поэмы) и мифопоэтический анализ образного строя.

Со второй половины 1970-х гг. С. сотрудничал с издательством «Энциклопедия», написав ряд статей в БСЭ, КЛЭ и ЛЭС, а также активно участвовал в жизни научного сообщества: его рецензии на научные издания и информации о прошедших конференциях регулярно появлялись на страницах «Нового мира», «Русской литературы», «Вопросов литературы» и в др. специальных изданиях. Выбор книг для рецензирования (о С. Залыгине, Д. Самойлове, Л. Толстом, о проблемах стиховедения, о монографиях Б.М. Эйхенбаума и А.Ф. Лосева) демонстрирует разнообразие интересов и вкус исследователя. Не случайно в Н.А. Добролюбове С. ценил внимание к произведениям, оказавшимся вершинными в истории литературы. Заинтересованность такой работой демонстрировала необходимость постоянного диалога с коллегами. По отзывам друзей, С. был «конференционным человеком»; в органичном для него жанре выступления он чувствовал себя наиболее свободно. Этим объясняется особенность списка его трудов: в основном, это подготовленные для печати тезисы докладов, естественно, не передающие особого обаяния его манеры выступлений.

ЛитературоведыВ 1985 г., отказавшись участвовать в восхвалении Л.И. Брежнева как писателя и из-за общей независимости характера, вызывавшего недовольство руководства, С. переехал в Череповец, где Игорь-Северянин стал новой для него темой. Феномен Северянина привлек его талантливым соединением разных традиций высокой культуры с мироощущением, свойственным массовой. Работа о «Медальонах» Северянина демонстрирует синтез проблематики лирического цикла, жанрологии и изучения индивидуальной поэтики.

С 1987 г. С. заведовал кафедрой литературы в Псковском госпединституте. Безупречный художественный вкус, восхищавший друзей, определял его внимание к культурным явлениям места его проживания и просветительскую деятельность. Например, в Пскове он увлекся художником Б. Григорьевым, а ранее – костромскими художниками и Е. Честняковым. Устойчивый интерес к последнему проявил склонность С. ко всему маргинальному в культуре, объясняемую полемичностью к монокультурной современности. Среди привлекших С. маргиналов был и Л. Добычин, и Л. Семенов, в работе о котором ученый обратился к мировоззренческим проблемам Серебряного века: анализу толстовства и движения добролюбовцев. В статье сформулированы существеннейшие особенности интеллигентского сознания, определившие судьбу многих литераторов эпохи, а также важность в литературном процессе психологического фактора: иногда большее влияние на людей оказывает личность писателя, чем его литературные произведения. Культуре Серебряного века в целом посвящены и статьи С. «О юморе Брюсова» (1985), «В. Каменский в романе Б. Григорьева «Юные лучи»» (1992); воспринимая культуру любой эпохи в единстве разных видов искусств, С. наметил возможности культурологического анализа мифологемы огня в поэзии Ю. Балтрушайтиса и музыке А. Скрябина. Однако межтекстовые связи рассматривались им преимущественно в конкретно-историческом аспекте: обнаружению текста-прецедента посвящена, например, статья о «Северных элегиях» А. Ахматовой (1989).

С. всегда отличало внимание к возникающим в науке тенденциям и новым темам (проблематика имени, литература эмиграции, христианство и литература), а также увлеченность возможностями науки. Осознавая ограниченность «точных» методов, он все же постоянно их испытывал, расширяя область использования. Кроме стихосложения, он, например, применил математические методы к изучению драматургического построения «Леса» Островского. Математический анализ коммуникативных взаимодействий в пьесе привел к возможности «осторожной содержательной интерпретации» и «некоторому подтверждению» выводов предшественников. Трудоемкость подобных исследований, не всегда обеспечивающих новизну результата, удержала С. от дальнейшей работы в этом направлении.

Деятельность С. в 1990-е годы была связана с общественной атмосферой. Разделяя всеобщий подъем и надежды, он языком своей науки говорил о социально важных проблемах. Например, актуальность национального вопроса обусловила его интерес к историку и публицисту второй волны эмиграции Н.И. Ульянову, статьи которого были примером взвешенного и аргументированного подхода к проблемным вопросам общественной жизни. Та же интенция сказалась и в задуманных, но не завершенных работах «Псалтырь поэта», «Евангелие поэта» и «Бог»; собранная же антология «Молитва поэта» стала образцом профессионального разговора литературоведа на религиозные темы: в ней теоретически обосновано выделение жанра молитвы в русской поэзии, с учетом психологии поэтического творчества и жанрологии.

Статьям С. свойственна скупость слов, насыщенность мыслью и точность формулировок. Они отмечены вкусом, простотой и строгостью, а также особой современностью стиля и неизбитостью тематики, что обеспечивает их актуальность до сего дня. К студентам он был требователен, не разделяя в филологе преподавателя и ученого. Отдавая дань методической работе, он не допускал мысли о какой бы то ни было адаптации, и глубокие филологические знания считал необходимыми для рядового школьного учителя.

При всем разнообразии интересов (культура серебряного века, крестьянский мир, русская философия, эмиграция) и различии методов исследования, С. был концептуально целен в своих работах, синтезирующих традиции формальной школы, структурализма и герменевтики. Многообразие его литературоведческого инструментария объяснялось стремлением как можно глубже уяснить смысл индивидуального художественного высказывания и обнаружить механизмы развития литературы.


БИБЛИОГРАФИЯ:

Издания: Анализ художественного произведения: Поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос». Ярославль, 1980 (2-е изд. Псков, 1999); Северянин И. Стихотворения. Поэмы. Архангельск, 1988 (в соавт. с В.А. Кошелевым); Поэты русской эмиграции. Псков, 1993; Игорь-Северянин. Собрание сочинений в пяти томах. СПб.: Логос, 1995-1996. Т.1-5 (в соавт. с В.А. Кошелевым); Блок А. Собр. соч. в 12-ти тт. М.: Литера, 1995-1997. Т.1, 2; Молитва поэта. Псков, 1999.

Статьи: «Снежная маска» Александра Блока // Учен. зап. Моск. пед. ин-та им. В.И. Ленина № 255. М., 1966; Лирический цикл и лирическая поэма в творчестве А. Блока // Рус. лит-ра XX в. (Дооктябрьский период). Калуга, 1968; О понятии цветообраза в лирике А. Блока // Проблемы мастерства в изучении и преподавании художественной литературы. М., 1967; К проблеме стихотворной стилистики лирического цикла // Рус. советская поэзия и стиховедение. М., 1969; «Ритм-образ» в стихосложении ХХ века // Марксизм-ленинизм и проблемы теории литературы. Алма-Ата, 1969; Лев Толстой и Леонид Семенов. (Об одном корреспонденте Л.Н. Толстого) // Учен. зап. Костром. пед. ин-та им. Н.А. Некрасова. Вып. 20. Филол. сер. Кострома, 1970; О полиметрических композициях Каролины Павловой // XXIII Герценовские чтения. Л., 1970; Опыт экспликации понятия «стихотворный ритм» // Тез. докл. IV Летней школы по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1970; К проблеме типологии полиметрических композиций. (О полиметрии у Н.А. Некрасова и К.К. Павловой) // Н.А. Некрасов и русская литература. Кострома, 1971; Некоторые характеристики драматургического построения комедии А.Н. Островского «Лес» // А.Н. Островский и русская литература. Кострома, 1974; К истории русского свободного стиха // Рус. лит. 1975. № 3 (в соавт. С В.С. Баевским, Л.И. Ибраевым и С.И. Кормиловым); «Незаконченные произведения». К проблеме целостности художественного текста // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении лит-ры. Донецк, 1977; Сюжет в лирическом цикле // Сюжетосложение в рус. лит-ре. Даугавпилс, 1980; О юморе Брюсова. (К проблеме романтической иронии в системе русского символизма) // Лит. процесс и развитие рус. культуры XVIII-XX вв. Таллинн, 1985; Ю.К. Балтрушайтис и А.Н. Скрябин. (Мифологема «огня») // Науч.-техн. семинар «Синтез искусств в эпоху НТР». Казань, 1987; «Все нарисованное было в девятисотые годы…» // О Игоре Северянине. Череповец, 1987; Северянин в Череповце // Вопросы лит-ры. 1988. № 12; Идея «строительной жертвы» в «Железной дороге» Некрасова // Лит. процесс и проблемы лит. культуры. Таллинн, 1988; Из лит. наследия Е.В. Честнякова // Игнатьев В.Я., Трофимов Е.П. Мир Ефима Честнякова. М., 1988; Культурный подтекст «Северных элегий» А. Ахматовой // Проблемы творчества и биографии А. Ахматовой. Одесса, 1989; Игорь-Северянин в истории рус. лит-ры начала века // Культура Русского Севера: Традиции и современность. Череповец, 1990; Каменский в романе Б. Григорьева «Юные лучи» // Рус. поэзия: год 1918. Даугавпилс, 1992; Н. Ульянов «Патриоты требуют рассуждения» / Публ. // Новое время. 1992. № 41; Н.И. Ульянов. Комплекс Филофея / Вступ. ст. и публ. // Русская провинция. 1992. № 4; О стихе «Мстислав Мстиславича» П.А. Катенина // Катенинские чтения. Кострома, 1992; «Вот перед вами русский»: Письма Е.В. Честнякова к Е.И. Репину / Вступ. ст., подг. текста и публ. // Новый журнал (СПб). 1993. № 2; «Город ласковый, старинный…» (М.М. Шкапская в Пскове) // Русская провинция. 1993. № 2; «Медальоны» И. Северянина // Новый журнал (СПб). 1993. № 2; Сочинял словесности… [Творчество Ефима Честнякова. Стихи.] // Слово 1993. № 1-2; Имя в поэтике Л. Добычина («Встречи с Лиз») // Писатель Леонид Добычин. Воспоминания, статьи, письма. СПб., 1996; О цикле Марины Цветаевой «Поэт» (1923) // Пушкин и другие. Новгород, 1997.

Литература: Некрологи: Филологические науки. 1997. № 2. (В.С. Баевский); Новое лит. обозрение. 1997. № 24. (А.Ф. Белоусов, Г.А. Левинтон, А.Л. Осповат, Р.Д. Тименчик); Костромское поле эксперимента. Из лекций В.А. Сапогова / Предисл. и публ. М.В. Строганова // Рус. рок-поэзия: текст и подтекст. 2. Тверь, 1999; Сб. памяти В.А. Сапогова (Северо-Запад. Вып.III). Череповец, 2000 (библ. С. 248-255); Душечкина Е.В. Последняя встреча со Славой Сапоговым. // Новое лит. обозрение. 1997. № 24.; Кошелев В. Воспоминания об умерших друзьях: В.А. Сапогов // Ярославов день: Прозаические страницы. Сб. В. Новгород, 2009.

Мотеюнайте Илона Витаутасовна

 


ВОСПОМИНАНИЯ:

Разумовская А. Г. Вячеслав Александрович, каким мы его помним // Вестник ПГПУ. Серия "Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки". 2009. №7. С. 214-216.