5 октября на базе ПсковГУ состоялся круглый стол «Подростковое и молодежное чтение как социальная проблема». Он проводился в рамках проекта «Пограничье как культурный мост: псковско-рижские языковые и литературные связи в прошлом, настоящем и будущем», поддержанного Фондом президентских грантов, и был организован членами Псковской областной общественной организации «Ассоциация гуманитарной культуры». Ее президент, А.Г. Разумовская, открыла работу круглого стола приветствием участников.

Ими стали члены ПООО «Ассоциация гуманитарной культуры» - преподаватели университета, сотрудники библиотек, учителя и методисты, магистранты и студенты. Такое неоднозначное в современности явление, как «молодой читатель книг», и именно в социальном аспекте, оказалось интересно разным представителям гуманитарного знания, а также профессионалам-практикам.

На круглом столе обсуждались следующие вопросы: «Какой читатель нам нужен сегодня?», «Что читают современные подростки и почему», «Какова мотивация чтения сегодня». Ведущий круглого стола, историк русской культуры в Латвии, публицист С.А. Мазур направлял выступления на решение именно этих вопросов, чтобы широта и многоаспектность обсуждаемого явления не снизила эффективность дискуссии.

Доклад члена ПООО «Ассоциация гуманитарной культуры» - д.ф.н., проф. кафедры литературы И.В. Мотеюнайте был основан на предварительном анализе результатов анкетного опроса, проведенного в Пскове и Риге. Обобщение данных позволило наметить основные проблемы в разговоре о чтении молодежи. Например, к ним относится различение большинством русских респондентов функционального и интеллектуального чтения; различение, обычно не оговариваемое исследователями и экспертами. Магистрантка ФРФиИЯ Д.К. Тихомирова, ссылаясь на теоретические исследования психологов и философов о сложности процесса восприятия текста, говорила о непреходящей ценности осознанного чтения и важности такой осознанности для сегодняшнего читателя.  Доцент ПсковГУ, к. филос. н. А.В. Верле выделил в чтении отражение антропологических изменений современности: эпоха торжества авторитетных и авторитарных канонов, очевидно, заканчивается, социальным следствием этого может стать маргинализация читателя в традиционном его понимании.

Действительно, материалы анкетирования показывают, что круг чтения сегодняшней молодежи чрезвычайно широк и его систематизация затруднительна. Студенты (правда, в большей степени, чем школьники) самостоятельны в своих предпочтениях. Показательно, что среди одаренных школьников, как указала методист ПОЦРОДиЮ Н.С. Петрова, просматривается эта же тенденция.  Таким образом, можно сказать, что главную роль в формировании культуры чтения сегодня играет не школа и даже не родители, а сами молодые люди и литература (выразительный пример здесь – поттериана Джоан Роулинг). Отчасти это подтвердила и руководитель Регионального центра чтения Псковской областной универсальной научной библиотеки Н.А. Яковлева, сравнив свои собственные читательские впечатления с наблюдаемыми сегодня. Методист по русскому языку и литературе ПОИПКРО М.В. Васильева предложила в следующий раз пригласить к подобному разговору детей, увидев в них равноправных участников диалога.

Для учителей и методистов, однако, в процессе работы круглого стола было намечено поле работы, возможно, несколько неожиданное.  Согласно результатам анкеты, подавляющее большинство молодых людей воспринимает чтение одной из интересных коммуникативных практик. В социальном отношении осознанная потребность в общении через книгу (не с ее автором, а с другим читателем) – тема продуктивная для образовательно-воспитательного процесса. Художественное произведение дает мощный творческий импульс, становится базой и фундаментом для дальнейшего творческого роста через коммуникативные навыки, вырабатываемые обсуждением прочитанного. Участники круглого стола пришли к выводу, что современный читатель – это, прежде всего, открытый, любопытный и творческий человек. Мы читаем, чтобы говорить или писать.

Что касается иных социальных проблем, которые объединили сидевших за круглым столом, то к ним, предсказуемо, участники обратились в финале: это недостаточное, мягко говоря, финансирование библиотек и системные потрясения в сфере образования в России.

См. Фотоотчёт круглый стол «Подростковое и молодежное чтение как социальная проблема» 

                         Открытый институт русского языка и культуры имени Е.А.Маймина