Киличева Вазира

Бухарский государственный медицинский институт им. Абу Али ибн Сино, 4 курс, лечебный факультет

Эссе на тему «Нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л.Н.Толстой)

Диплом I степени

         Изобретатель радио А.С. Попов однажды на заседании Русского физико-химического общества отправил по телеграфу два слова: «Генрих Герц», тем самым отметив важное место работ известного учёного в истории радио и своё уважение к нему. В поступке Попова, выразившего так много одной фразой, проявились скромность и благородство, ум и достоинство, другими словами, «экология культуры» – высокие нравственные качества, без которых человек не может стать личностью.  Несмотря на то, что любой человек, усваивая нормы поведения, принятые в обществе, является продуктом воздействия на его ум и душу воспитания и образования, он самостоятельно формирует в своём сознании  «моральный кодекс», который, являясь руководством к действию, помогает прожить свою жизнь достойно.

       Издавна  народная мораль, впитав в себя жизненный опыт многих поколений и выразившись в виде пословиц и поговорок, помогала ориентироваться людям в обществе, усваивать не только общечеловеческие принципы поведения, но закреплять в сознании основы народной этики, национального менталитета. Особое внимание уделялось тому, что и как говорит человек. Прозвища «враль», «балаболка», «балалайка» давались болтуну, переливающему из пустого в порожнее, которого не уважали за ложь, многословие, желание приукрасить или раскрыть чужую тайну. Про такого говорили: «Язык болтает, а голова не знает. Но могли в шутливой форме и одобрительно отозваться об остроумном и находчивом человеке, способном сразу по делу и толково ответить: «За твоим языком не поспеешь босиком». Речь была показателем как ума говорящего, так и его языковой культуры. Так что то, как и что человек говорит, являлось важным для собеседника. Значимыми и привлекательными казались все слова, которые говорились к месту и вовремя, адекватно выражали мысли и эмоции людей. По умению именно так говорить и соответствию дел и слов говорящего определялась сущность человека. И сегодня это тоже актуально: в речи, отражающей положительный жизненный опыт собеседника и богатство его внутреннего мира, приветствуется информативность, служащая целям коммуникации, в меру эмоциональность – именно это делает человека востребованным, успешным в мире людей, а, следовательно, и счастливым!

       В  литературе XVIII- XIX вв. речевой характеристике персонажей тоже уделялось большое значение. Так, Д.И. Фонвизин смеялся над Иванушкой в «Бригадире», не к месту употребляющему слова и не понимающему их смысла, и сквернословящей Простаковой в «Недоросли». А.С. Грибоедов сатирически изобразил болтуна Репетилова в «Горе от ума». У Л.Толстого, стремившегося к «простоте, добру и правде», каждый из его любимых героев романа «Война и мир» проявляет свою сущность также в речи. В репликах и рассуждениях Пьера Безухова - искренность суждений и открытость эмоций: вспыльчивость, резкость и презрение по отношению к глупым и подлым Элен и Анатолю Курагиным, самым безнадёжным в нравственном отношении людям, однако робость и застенчивость в обращении к любимой Наташей Ростовой. Более сдержанный, чем Пьер, и немногословный Андрей Болконский тоже всегда говорит только о том, что думает, прямо и недвусмысленно, проживая свою жизнь без двойных стандартов. Как в жизни, так и в речи, Андрей отдаёт отчёт своим словам и поступкам, правдив и ответствен перед другими и собой, хотя это и приносит ему много разочарований, делая жизнь сложной, драматичной, однако для человека, выбравшего по жизни дорогу чести, иной путь был немыслим. И Наташа Ростова всегда говорит и делает только то, что диктует ей «умное» сердце - именно это украшает героиню и делает образ цельным. В её речи сквозит бесконечная доверчивость к людям, наивность и сердечность - это та естественность, которая делает человека «живым», создавая иммунитет от заражения вирусами болезней высшего света: подчинения надуманным нормам поведения, принятия искусственности догматов светского общества, притворства, низкой лести, карьеризма или ловкачества для достижения своих корыстных целей.

        Речь духовно богатого, гармоничного человека отличалась и в жизни, и в литературе как соблюдением речевого этикета, так образностью и выразительностью, восхищая неповторимостью стиля высказываний и оставаясь в памяти навсегда. Такой личностью, например, являлся академик Д. С. Лихачёв. Относясь внимательно и серьёзно к энергетике и глубинному смыслу слова, он и в своих научных работах, и в публицистических статьях отстаивал высшие человеческие ценности на земле – справедливость и человеколюбие, благородство и достоинство, демонстрируя своей жизнью и творчеством связь духовности человека с высокой культурой речи, умение бережно хранить заповеди отцов и дедов, жить, соблюдая гуманистические традиции, выработанные человечеством за многие тысячелетия, как совершенствовать в себе навыки развития разумной самостоятельности в мыслях, словах и делах. Настоящий интеллигент, он считал, что формирование нравственности и речевой культуры напрямую связаны с серьёзным изучением родного языка и чтением литературы.

       К сожалению, истинная интеллигентность сейчас встречается всё реже. В речи людей проявляется грубость, невежество, неуважение по отношению к окружающим. Политологи и писатели, актёры и врачи, художники и педагоги иногда шокируют неумением выражать свои мысли чётко, ясно, правильно и незнанием норм литературного языка.  Как верно в своё время сказал древнегреческий философ Сократ: "Заговори: я хочу тебя увидеть"!  На самом деле, мы ведь определяем по речи человека не отдельные его качества, а воспринимаем цельную личность в совокупности умственных, духовных и моральных качеств человека. Только в процессе общения мы определяем его "истинное" лицо, уровень его интеллекта, знаний, интересов, мотивов поведения и профессиональных умений и навыков. Как бы хотелось, чтобы слова, сказанные человеком, были результатом его умственного труда и не только демонстрировали широкий кругозор и неординарность мышления, но и стимулировали человека к постоянному поиску правды и гармонии, наполняя сердце позитивной энергией, являлись связующей нитью с прошлыми поколениями и с будущими - это то, без чего жизнь теряет свой смысл, а люди - своё предназначение на Земле.