Александр Федорович Белоусов родился в 1946 г.  

Окончил филологический факультет Тартуского университета.   

В 1980 г. защитил кандидатскую диссертацию «Литературное наследие Древней Руси в народной словесности русских старожилов Прибалтики» (научный руководитель – профессор Ю. М. Лотман).

Интерес к фольклору сохранил до настоящего времени. Одним из первых стал заниматься современным русским фольклором. В конце 1980-х гг. составил и издал «Учебный материал по теории литературы. Жанры словесного текста. Анекдот» (Таллинн, 1989) – первый и пока единственный в нашей науке сборник, посвященный изучению различных видов анекдота.

С 1977 по 1990 гг. работал на кафедре русской литературы в Таллинском педагогическом институте. Основное место в преподавательской нагрузке занимал пропедевтический курс «История русской литературы», который состоял из практических занятий по анализу литературной классики XIX – XX вв. Этот курс потребовал серьёзного методического обеспечения, в связи с чем  было подготовлено несколько пособий. Одно из них, «Учебный материал по анализу произведений художественной прозы» (Таллин, 1979), составили мы с Ю. Л. Сидяковым; другие я редактировал. Это – и подготовленный М. Ю. Лотманом «Учебный материал по анализу поэтических текстов» (Таллин, 1982), и оригинальный учебный материал М. Л. Гаспарова «Русский стих» (Таллин, 1987), хорошо известный коллегам-филологам по московским изданиям под названием «Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях».   

В процессе преподавание пропедевтического курса «История русской литературы» были усвоены приемы и принципы литературоведческого анализа. В начале это было использовано при работе с хрестоматийными текстами (вроде пушкинского «Зимнего вечера»), а затем помогло разобраться и с современной литературой – прозой Добычина и стихами Евгения Шешолина.   

Вместе с тем литература всегда привлекала меня не столько своими эстетическими свойствами, сколько как явление, аккумулирующее основные культурные смыслы. Работая долгие годы на замечательной кафедре детской литературы С.-Петербургского государственного университета культуры и искусств, я читал курс «Введение в специальность», который посвятил истории и особенностям культуры детства, обращая особое внимание на роль и значение образовательных учреждений Нового времени, не просто учивших грамоте и даже не столько воспитывавших читателей, сколько способствовавших  появлению таких своеобразных культурных типов, как «институтка» или «семинарист».

Есть среди культурологических тем, которыми я занимался, и тема, которая представляла для меня особый – личный интерес. Это – тема русской провинции. Выросший в рабочем поселке – пригороде Риги, которая в свою очередь расположена на окраине России, я всегда ощущал себя провинциалом. Поэтому, когда в 1990-е гг., феномен провинции и провинциальности осознается как актуальная проблема нашей культуры, принял активное участие в конференциях, которые Научный совет по истории мировой культуры Российской Академии наук посвятил изучению и осмыслению провинции. Вначале речь шла о мифе и тексте русской провинции, которые конструировались в «диалоге» с представлениями о столице, но в дальнейшем всё большее внимание стало привлекать реальное разнообразие провинции – множество провинциальных мест-локусов и связанных с ними локальных текстов. Мне кажется, что именно локальные тексты выходят на первый план в изучении русского культурного пространства.      

Всего к настоящему времени на различных научных семинарах и конференциях я сделал около 200 докладов. Опубликовал более 250 работ. Прилагаю избранную библиографию своих работ (хронологический список публикаций с 1968 по 2005 гг. см.: Фольклор. Постфольклор. Быт. Литература: Сборник статей к 60-летию Александра Федоровича Белоусова. С.-Петербург, 2006. С.343-359).

Привожу избранную библиографию своих работ, структурированный по основным областям знаний и главным темам научных интересов.     


ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

 

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Традиционный фольклор

Песни и сказки русского населения Эстонии // Фольклор русского населения При-балтики. М.: Наука, 1976. С.184–241.

«Стих о книге Голубиной» в записи И.Н. Заволоко // Живая старина. 1994. № 1. С. 41–42.

Летние Кузьминки в старом Брянске: «Проводы дрёмы» // О женщине, женщинах и прочем. Сборник, посвященный юбилею профессора Е.Н. Строгановой. Тверь, 2007. С. 149-156.

Судьба свадебной обрядности у старообрядцев Резекненского района // Fridriha lasījumi Фридриховские чтения: Сборник научных материалов и статей. Рига, 2007. С.75-84.

Современный фольклор

Городской фольклор: Лекция для студентов-заочников. Таллин: ТПедИ, 1987. 26с.

Анекдоты о Штирлице // Живая старина. 1995. № 1. С.16–18.

Фольклорная судьба электрика Петрова // Studia metrica et poetica: Сб. статей памя-ти Петра Александровича Руднева. СПб., 1999. С.303–308.

Современный анекдот // Современный городской фольклор. М., 2003. С.581-598.

Комментарий к песне «Чубаровцы» («Двадцать лет жила я в провинции…») // Литература и человек. (Писатели, читатели, филологи): Сборник, посвященный 55-летию профессора М.В. Строганова. Тверь, 2007. С.77-84.

«Недолго мучилась старушка…» // Архив петербургской русистики. К 60-летию П.А. Клубкова. http://www.ruthenia.ru/apr/textes/klubkov60/belousov.html

От происшествия – к фольклору: Ленинградские песни-хроники 1920-х годов  //  Проблемы истории, филологии, культуры. М.; Магнитогорск; Новосибирск, 2012. №2(36). С.284-299.

Сост.: Учебный материал по теории литературы. Жанры словесного текста. Анекдот [От составителя: с.3–10]. Таллинн, 1989. 204с.  

Сост.: Русский школьный фольклор. От вызываний Пиковой дамы до семейных рас-сказов [От составителя: с.5–14]. М., 1998. 744с.  

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» // Русская классическая литература. Анализ художественного текста: Материалы для учителя. Таллин: Валгус, 1988. С.14–34.

Акклиматизация сирени в русской поэзии // Lotman–70: Сб. статей к 70-летию проф. Ю.М. Лотмана. Тарту, 1992. С.311–322.

«Внук дьячка» // Philologia. Рижский филологический сборник. Вып.1. Русская лите-ратура в историко-культурном контексте. Рига, 1994. С.30–41.

Из истории русской «кладбищенской» поэзии: стихотворение К. Случевского «На кладбище» // Смерть как феномен культуры: Межвуз. сб. науч. тр. Сыктывкар, 1994. С.4–23.

Возвращаясь к «Зимнему вечеру»: мифологический аспект стихотворения // ΠΟΛΥ-ΤΡΟΠΟΝ. К 70-летию Владимира Николаевича Топорова. М., 1998. С.579–582.

Л. Добычин

«Учитель словесности»: жизнь и творчество Л.Л. Долотского // Добычинский сбор-ник – 3. Даугавпилс, 2001. С.37–43.    

«Прошло, оказалось, сто лет от рождения Гоголя»: Гоголь и его герои в «Городе Эн» Л. Добычина // Юбилейная международная научная конференция, посвященная 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя: Тезисы. М., 2009. С.135-140.

Комментарий и Примечания // Добычин Л. Город Эн. Даугавпилс, 2007. С.93-226.

Вокруг «Портрета» // Добычинский сборник – 7. Даугавпилс, 2011. С.20-31.

Из комментария к роману Л. Добычина «Город Эн»: Мадам Штраус и капельмейстер Шмидт  //  (Не) музыкальное приношение,  или Allegro affettuosо:  Сборник статей в честь 65-летия Б.А. Каца. СПб., 2013. С.391-396.

Ред.: Добычин Л.И. Полн. собр. соч. и писем. – Изд. 2-е, испр. и доп. –  СПб.: Союз писателей Санкт-Петербурга; ООО «Журнал “Звезда”», 2013. 544с.

Евгений Шешолин               

Латвийская тема поэта Евгения Шешолина // Humanitāro Zinātņu Vēstnesis (Daugav-pils Universitāte). 2003. №3. С.50-53.

«Псковские вирши» Евгения Шешолина // Искусство поэтики – искусство поэзии. К 70-летию И.В. Фоменко: Сб. науч. тр. Тверь, 2007. С.140-149.

«На польском кладбище…» // Litterarum fructus: Сборник статей к 60-летию С.И. Николаева. СПб., 2012. С.237-244.

«Моя душа восточная, наверно…» // Шешолин Евгений. Первый Северный Диван (стихотворения 1983-1989 ). М., 2015. С.3-6.      

Сост.: Шешолин Евгений. Солнце невечное / Сост., вступ. статья [Поэт Евгений Шешолин: с.3-20], коммент. Резекне, 2005. 264с., илл.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА

Последние времена // Aequinox: Сб. памяти о. А. Меня. М., 1991. С.9–33.

Институтки // Институтки: Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц. М., 2001. С.5–32.     

Образ семинариста в русской культуре и его литературная история. (От комических интермедий ХIII века до романа Надежды Хвощинской «Баритон») // Литература и исто-рия. (Исторический процесс в творческом самосознании русских писателей и мыслителей ХVIII–XX вв.). Вып. 3. СПб., 2001. С.171–191.   

«Как некий новый род…»: смолянки, монастырки, институтки // История Петербурга. 2003. №4 (14). С.51–56.

«Старая вера»: Историко-культурный текст русских старожилов Прибалтики // Texts and Communities: Soviet and Post-Soviet Life in Discourse and Practice. Helsinki, 2007. С.135-144 (Aleksanteri Papers 4/2007).  

«Фармазоны». (Народные представления о масонстве) // А.М. Панченко и русская культура: Исследования и материалы. СПб., 2008. С.106-115.  

С чего начиналась «Мещорская сторона» К.Г. Паустовского: Осушение и освоение Мещерской низменности в планах социалистического строительства начала 1930-х годов // Русское болото: между природой и культурой: Материалы Международной научной конференции. Тверь, 2010. С. 259-267.    

Провинция

«Уездная глушь захолустья» // Natales grate numeras?: Сборник статей к 60-летию Георгия Ахилловича Левинтона. СПб., 2008. С.107-118.

Урюпинск // Текст пространства: материалы к словарю. Тверь, 2014. С.337-339.

Сост.: Русская провинция: миф – текст – реальность [От составителей: с.9–11]. М.; СПб., 2000. 491с.[Совм. с Т.В. Цивьян].

Сост.: Геопанорама русской культуры: Провинция и ее локальные тексты [От сос-тавителей: с.9-12]. М., 2004. 672с. [Совм. с В.В. Абашевым и Т.В. Цивьян]

Ред.: «Во глубине России…»: Статьи и материалы о русской провинции [Предис-ловие: с.3-6]. Курск, 2005. 269с. [Совм. с Н.З. Коковиной и М.В. Строгановым]


комментарии (0)

Добавить комментарий