Нафикова  Кристина

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67» города Магнитогорска, 10 класс

Эссе на тему «Нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л.Н.Толстой)

Диплом I степени

 «Нравственность человека видна в его отношении к слову». Такую фразу когда-то произнес Лев Николаевич Толстой. После прочтения высказывания писателя на ум сразу же приходят два вопроса: что же такое нравственность человека и как она влияет на его речь и язык? В моем понимании нравственность – это совокупность всех тех человеческих, духовных качеств, которые мы называем совестью, достоинством, собственными принципами, взглядами и приоритетами.                             

 Слово – это в первую очередь главный способ взаимодействия с окружающими тебя миром и людьми. Словами можно обожать, выражать чувства и эмоции, учить, поддерживать, любить, дарить окружающим счастье и даже совершать великие поступки, однако теми же словами можно глубоко ранить и оставить неприятный осадок в чужой душе. Мне кажется, нравственный человек  (в отличие от безнравственного)  аккуратен со словами, ведь он знает их ценность, и бережлив с каждым высказыванием. Такие люди не «разбрасываются» попусту неприятными фразами, лживыми или бессмысленными оскорблениями. Слово – это контакт с целым миром, и нравственный человек этот контакт уважает и ценит.                                

 Всегда, когда разговариваешь с незнакомыми для себя людьми, первое, на что хочется обратить внимание, – это речь человека. Из того, о чем и как рассказывает собеседник, можно делать первые выводы о характере и его внутреннем мире . На меня, как на слушателя, правильно поставленная речь, насыщенная богатым и приятным на слух лексиконом, всегда производит неизгладимое впечатление. Элементарная вежливость и умение поддержать диалог – это уже показатель наличия достоинства у человека. Он старается вести себя корректно, ровно, признает тебя как собеседника, как и признает ваш диалог – с его стороны это действительно нравственно.                              

 Нельзя утверждать, что грубая речь и нецензурная лексика делают человека безнравственным. Вспоминая художественную литературу, можно даже сказать, что грубость «под умелым пером» способна сделать язык острее, красивее и насыщеннее. Речь не обязана быть идеальной, ведь ее истинная красота проявляется в разнообразии, искренности и умелом сочетании близких сердцу слов. Человек может «болеть» просторечными словами, стараясь приукрасить эмоции или свой рассказ, но при этом любить свой язык, уметь грамотно им пользоваться и стараться развивать свой лексикон. Подобное отношение к своему языку также рассчитывается, как нравственное.

 Безнравственным отношением к своей речи я считаю случаи, когда люди не контролируют то, о чем и – что самое главное – как они говорят. Довольно часто можно встретить человека, который не умеет «выбирать выражения» и не задумывается о том, как он звучит со стороны. Бесчисленное количество ругани, неправильно употребленных слов, жаргона, «пустых» междометий и слов-паразитов показывает безответственность человека, неспособного и, наверняка, не желающего изменить свой лексикон. Такое отношение к своему языку – отображение самого человека, ведь все мысли, фразы, слова и даже звуки создаются в зависимости от человеческого внутреннего мира. Если подобная речь – не более чем вредная привычка, которой свойственно разрушать человека, будь то физически или морально, тогда возникает обратный первоначальному вопрос: может ли лексикон или привычный человеку язык оказывать пагубное влияние на нравственность?                

 Схожий с проблемой «безнравственной» речи и ее влиянием на людей мотив проскальзывал в романе-антиутопии «1984» Джорджа Оруэлла. Тоталитарное государство, информационный вакуум, пропаганда жестокого режима и пресечение любых проявлений вольнодумия и свободолюбия – в таком мире нравственность давно утеряна в «двоемыслии», и язык героев романа - это так или иначе отображает. Приложение, следующее после финала книги, Оруэлл полностью посвящает объяснению принципа так называемого новояза – реформы привычного нам литературного языка. Цитируя автора: «Новояз был призван не расширить, а сузить горизонты мысли, и косвенно этой цели служило то, что выбор слов сводили к минимуму».                                                                                                             

 По-моему, Оруэлл хотел продемонстрировать своим читателям, как, казалось бы, «всего лишь» язык может влиять не только на нравственность, но и индивидуальность, мысленную свободу человека. Люди теряют свой язык – соответственно, они теряют себя, свою культуру, свои убеждения. Создание новояза по Оруэллу – это, на мой взгляд, яркий пример того, как отсутствие нравственности в определенных людях погубило слово и весь язык, тем самым разрушив нравственность во всех остальных (и, конечно, сломав самих людей).                                                                                           

 Мы соответствуем своей речи, поэтому бережное отношение к собственному языку – это своеобразный долг каждого человека, который стремится к лучшему в себе. Словом человек может вершить хорошие и плохие поступки, создавать прекрасное и раскрывать себя как личность, показывая все свои качества, в том же числе и нравственность. И  в этом со Львов Николаевичем не поспоришь.