Рожков Кирилл

МБОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа №2 Тамбовской области, 8 класс

Тема эссе:«Слово – великое оружие жизни»

Номинация "Самое личностное эссе о языке"

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

В. Шефнер

 

Наш родной русский язык – один из самых развитых и богатых языков мира. Это национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Без языка невозможна жизнь человека и всего общества в целом, развитие науки, техники, искусства.

Моя семья – русская. Мои родные и близкие люди родились и выросли в нашем рабочем поселке Сосновка Тамбовской области. Все они были воспитаны на русских сказках, песнях, пословицах, поговорках, на светлых русских фильмах. С какой любовью и теплотой отзываются они о них, умных и добрых, метких и поучительных.  Такую же любовь к родному слову они всегда мечтали передать и мне. Однако после моего рождения серьезные испытания ждали нашу семью. Я – ребенок-инвалид, родился с серьезными нарушениями слуха.

Мне было всего несколько месяцев отроду, когда мама поняла, что я не такой, как все: никак не реагирую на ее слова, не улыбаюсь, слушая колыбельную, не поворачиваю головку на привычное «агу».  Врачи подтвердили самые страшные предположения – тугоухость. По словам мамы, сначала были слезы боли и обиды, разочарования и отчаяния. Но она очень любила меня, ждала моего появления и поэтому решила серьезно и основательно бороться за мое здоровье, сделать все, чтобы я не чувствовал себя лишним в жизни. Перед мамой сразу встали серьезные вопросы: как доходчиво донести слова до маленького, плохо слышащего человечка, отгороженного от окружающего мира плотной стеной тишины? Как научить его читать, писать, мыслить, общаться с людьми, чувствовать себя полноценным членом общества? Последовали многочисленные консультации с врачами, различными специалистами, беседы с родителями, воспитывающими таких же детей, приобретение слухового аппарата… Огромная родительская любовь, безграничное терпение и ум позволили разрушить эту непроницаемую стену. Так началась долгая и трудная работа по освоению мной родного языка, по привитию любви к родному слову. Так непросто начал входить русский язык в мою жизнь и занимать в нем одно из основных мест.

Первыми моими словами, как и у всех маленьких детей, были «мама», «папа», «баба». После долгих тренировок я научился произносить их с трудом, не очень уверенно. Но что они значили для моей мамы! Ведь получилось! Казалось, что вместе со мной она каждый день расширяет словарный запас, пополняя его все новыми и новыми словами.

До сих пор в нашей семье хранятся детские книжки, яркие, красочные, удивительные. Их читала мне моя мама. Читала ежедневно, заставляя повторять за ней сначала отдельные слова, потом небольшие предложения. Мы рассуждали с ней о добре и зле, о хороших и плохих поступках. На русских народных сказках я учился не только понимать смысл услышанного, но и тренировал свою речь, ведь у детей с нарушением слуха главная трудность – сформировать речь. Так продолжалось вплоть до поступления в школу.

Хорошо помню свой первый учебный день. Как радовался я возможности учиться вместе со здоровыми детьми, слушать объяснения учителя, болтовню моих одноклассников, наслаждаться каждым услышанным и произнесенным словом. Бесконечно радовался я умению говорить, с помощью слов выражать свои мысли и чувства. Пусть не очень четко, пусть порой не с первого раза получалось правильно произнести слово. Но общение с людьми было для меня настоящим праздником. Наверное, именно тогда я ощутил огромную значимость родного языка, его красоту и богатство, убедился, что «слово – великое оружие жизни».

Обучаясь в школе, я научился выразительно читать наизусть стихотворения, грамотно писать. С удовольствием участвую в веб-квестах для детей с ограниченными возможностями здоровья. И в очередной раз убеждаюсь в том, что лечит человека не только доктор и лекарства, но и доброе слово, сказанное на родном языке.

Все говорят, что детство – это счастливая пора, потому что не надо принимать никаких решений, не надо думать о сложных проблемах или взваливать на себя груз ответственности, а надо смело смотреть в будущее, радоваться жизни и мечтать. Вы когда-нибудь задумывались о том, как мы,  дети-инвалиды, чувствуем себя в обществе физически здоровых людей? Играя с детьми во дворе, я очень часто ощущал пренебрежение, предрассудки, непонимание, невежество и страх. Наверное, естественным было мое желание на грубость ответить грубостью, на обидные слова – оскорблениями в адрес обидчика. Но благодаря маме, которая с самого раннего детства воспитывала во мне нравственный стержень, словом формировала доброту и порядочность, толерантность и милосердие, я научился достойно выходить из любых ситуаций.  Доброе слово – великое оружие! И с помощью этого оружия я победил! У меня много друзей, я неплохо учусь, я мечтаю о своем счастливом будущем.