На протяжении последних десятилетий перестройка социально-экономических отношений в России потребовала изменений в образовательной практике, использования инновационных педагогических технологий в преподавании русского языка в вузе и школе.
Инновационное образование выстраивает учебный процесс как движение от социальных и общекультурных знаний и умений в своей профессии к технологической составляющей, что дает понимание способов деятельности и способствует формированию инновационного мышления.
На кафедре русского языка ПсковГУ инновационная деятельность осуществляется по различным направлениям.
В целях формирования профессиональной компетентности студентов совершенствуются учебно-методические комплексы и учебные программы по преподаваемым дисциплинам в соответствии с ГОС и ФГОС ВПО. Для реализации программ по различным предметам разрабатываются учебно-методические пособия, отражающие современный содержательный характер лингвистического и дидактического материала. Авторы пособий предлагают студентам задания на решение профессиональных задач, поиск эффективных решений и проявление творчества в нестандартных ситуациях. Занятия проводятся в активных, интерактивных и практико-ориентированных формах.
Большое внимание уделяется профессиональной подготовке студентов не только на занятиях в вузе, но и в период педпрактик. От тесного контакта студента, вузовского преподавателя и опытного учителя зависит профессиональная ориентированность и осознанность подготовки. В организации единства требований к оценке работы молодых специалистов помогают материалы учебно-методического пособия "Профессиональная подготовка учителя русского языка и литературы".
Для развития творческих и интеллектуальных умений учащихся, совершенствования инновационной деятельности школьного учителя важны олимпиады по русскому языку. Более двадцати лет кафедра участвует в проведении муниципального и регионального (областного) этапов Всероссийской олимпиады по русскому языку. Разрабатываются задания повышенного уровня сложности, организуются занятия в Областной школе олимпиадников, создано пособие "Олимпиада по русскому языку", помогающее учащимся готовиться к творческим испытаниям. Большое значение имеет проведение научных конференций для школьников "Шаг в будущее" и "Филологические чтения", которые привлекают общественное мнение к проблемам развития творческого и интеллектуального потенциала общества.
Уже 10 лет в Псковской области проводится единый государственный экзамен по русскому языку. Преподаватели кафедры принимают участие в проверке выпускных сочинений школьников, анализируют ошибки, допущенные учащимися, и представляют их на заседаниях городского объединения учителей русского языка и литературы Пскова и Великих Лук.
Многолетний опыт работы в комиссии по проверке сочинений отражен в коллективном труде "Сочинение-рассуждение как форма выпускной работы по русскому языку (структура, язык, особенности дискурса)". В нем рассматриваются важнейшие вопросы, решение которых необходимо для успешного написания сочинения-рассуждения.
Данные направления инновационной деятельности и в содержательном, и в методическом аспектах дают возможность преподавателям высшей школы и учителям средней школы организовать процесс взаимного обогащения знаниями, совершенствовать инновационные формы работы, укреплять и развивать сложившуюся систему "школа-вуз".